Интернет-магазинам придется работать по ГОСТУ?

О необходимости введения российского стандарта, который бы регламентировал все проблемы и сложности работы онлайн-ритейла, власти задумывались давно.  И вот новость: российский институт потребительских испытаний (РИПИ) в декабре 2016 года разработал ГОСТ для дистанционной торговли.

ГОСТ дает определения основных понятий онлайн-торговли: продавца, покупателя, дистанционной торговли, доставки товаров, торговой площадки.

А дальше владельцам интернет-магазинов придется несладко. По ГОСТу на сайте магазина должна содержаться полная юридическая информация о продавце, фактический адрес, имя владельца. Кроме того, новый стандарт требует опубликования информации об оформлении заказа и его подтверждении, оплате и доставке разными способами, а также рассказывать о возможности возврата товара в случае возникновения проблем. ГОСТ также обязывает продавца размещать на сайте исчерпывающую информацию о товаре: разноплановые фотографии покупки, сертификаты, факты о потребительских свойствах, месте изготовления, сроки службы, цену и т.д.

Всё это логично и правильно…ГОСТ в этом смысле защищает права потребителей. Но Ассоциация компаний интернет-торговли утверждает, что документ, разработанный РИПИ, сырой и не учитывает реальное состояние интернет-рынка. Например, ГОСТ никак не учитывает правовой статус агрегаторов, которые по сути  своей являются онлайн- витринами и не имеют возможности, например, менять или возвращать товар, прописанные в ГОСТе.

Тем не менее, приказ Росстандарта об утверждении ГОСТа, возможно, выйдет уже в октябре текущего года. Если все получится,  то действовать ГОСТ должен начать с 1 июня 2018 года.

Камиль Калимуллин  - генеральный директор AdvantShop

«С одной стороны ГОСТ – это хорошо, так как ведет к структуризации бизнеса. Но с другой стороны хорошая задумка может стать инструментом для выбивания с рынка интернет-торговли мелких игроков. Стоит напомнить, что интернет – свободная среда, поэтому введение стандартов и регламентов может стать для некоторых ограничением в развитии. И тогда тем, кто по разным причинам не может им соответствовать придется уйти с рынка. Ведь ГОСТ может не учитывать многих нюансов, весь вопрос в деталях. Если для рынка интернет-торговли бытовой техники требования ГОСТа уже сейчас норма, то у многих других интернет- магазинов могут возникнуть проблемы. Однако если введение ГОСТа будет носить рекомендательный характер, то возможно это хорошо скажется на бизнесе, так как заставит «шевелиться».