Большинство интернет-магазинов теряют клиентов потому, что их сайты не имеют четкой логически выстроенной структуры. Если клиент не нашел в вашем магазине нужную информацию в течение 3-5 секунд, считайте, что вы потеряли его навсегда. Проблема очевидна – неграмотный юзабилити. По статистике, такие магазины теряют до 50% покупателей. Сегодня говорим о том, как провести юзабилити-тест своими руками и заделать бреши в продающей способности магазина.
К сожалению, что одни магазины простаивают, изнемогая от отсутствия клиентов, другие напротив – работают в режиме нон-стоп, едва успевая оформлять заказы. Часто магазины имеют один и тот же набор товаров – возникает вопрос, почему здесь клиент есть, а тут его и след простыл? Факторов, влияющих на посещаемость Интернет-магазина очень много. Но одним из главных является юзабилити.
Известные сети магазинов пользуются большей популярностью. Почему? Там есть все. Там все удобно. Ибо магазины нацелены на извлечение максимальной прибыли. И поэтому они стараются облегчить процедуру покупки, чтобы клиент был доволен, чтобы первая покупка не стала последней, а наоборот, превратилась в постоянный процесс.
Что подразумевается под этим словом?
Юзабилити – это понятие, которое определяет удобность пользованием тем или иным средством или предметом. В данном случае речь идет об Интернет-магазине. Покупатель не любит ждать, не любит искать. Он жаждет понимать и получать мгновенно.
Чем больше ваш веб-ресурс будет отвечать данным требованиям покупателей, тем больше он будет пользоваться спросом.
Какие ошибки в юзабилити наиболее распространены?
Проблем с юзабилити может быть очень много, все зависит от дизайнера, создавшего ваше творение. Перечислим же некоторые из них:
- Нет конкретной информации на главной странице.
Той, с которой пользователь начинает знакомство с ИМ. Потенциальный покупатель должен за что-то ухватиться, он должен понять, что конкретно он может здесь купить и какую выгоду он с этого получит.
- Отсутствие каталога на главной странице.
Эта проблема тесно связана с предыдущей. Но она достойна быть представленной отдельно.
- Недоделанная корзина.
Очень часто при попытке купить тот или иной товар клиент не может найти «корзину», где лежит его заказ. Проще говоря, он не знает, как оформить покупку.
- Регистрация.
В большинстве случаев целевая аудитория перестает быть таковой, когда при оформлении заказа ей предлагается пройти этап регистрации. Для чего он необходим, в общем-то, непонятно. Покупателя это отпугивает однозначно.
- Долгая процедура оформления заказа.
Если ваша форма имеет более двух-трех полей, знайте – вы теряете потенциальных клиентов. Люди дорожат своим временем и им неинтересно тратить его на заполнение ненужных строчек, когда можно обойтись без этого в «соседнем» магазине.
- Не указаны преимущества покупки в вашем ИМ.
Да-да, покупатель должен знать, что ему гарантировано, на что он имеет право. Какую ощутимую выгоду он получит, обогащая вас.
- Некрасивый дизайн ИМ. Отсутствие подсказок.
Интернет-магазин должен привлекать. Но он не должен пестрить.
Зачем нужен юзабилити-тест?
Чтобы избежать подобных казусов, не стать жертвой собственного недопонимания клиента, нужно юзабилити-тестирование. При этом важно понимать, что оно необходимо. Если, конечно, ваша цель – высокие продажи, что в конечном итоге есть успех.
Для проведения грамотного юзабилити-теста интернет-магазина совсем не обязательно обращаться за сторонней помощью – вы можете сделать это самостоятельно.
И первое, с чего нужно начать, это представить себя клиентом. Примерить его шкуру на себя.
Обращайте внимание на каждую мелочь, вы должны ответить на вопрос: «а будет ли мне удобно?», «а что, если..?»
Любой пользователь жаждет одного – удобства: четко структурированное меню, полезный контент, грамотно оформленные ссылки, хорошо продуманный каталог, удобная небольшая форма заказа и так далее.
Тестирование ИМ станет спасательным кругом.
Как правильно организовать юзабилити-тестирование?
Попробуйте самостоятельно сделать покупки в своем магазине, последовательно пройдя весь этап от начала и до конца. Найдите людей, которые могли бы стать вашими потенциальными клиентами, попросите их попробовать сделать заказ – помните, что родные и близкие не очень подходят для этой роли. Оценка должна быть объективной, а не субъективной – чем большее количество людей будет задействовано в тестировании, тем выше будет результат.
Внимательно фиксируйте все моменты, где тесторы испытали затруднения, следите за их реакцией – они подлежат последующей корректировке. Прислушивайтесь к замечаниям и предложениям тех, кто принимает участие в юзабилити-тестировании.
Помните, ваша задача – найти слабые места, которые отпугивают потенциальных клиентов. До 50% потенциальных клиентов.
И главное – после первой проверки, через небольшой промежуток времени проведите еще один тест, чтобы исключить возникновение новых ошибок и удостовериться в исключении прошлых.